22.11.2021
Возрастные особенности
детей 3-4 лет:
Психологи
говорят о кризисе трех лет», когда ребенок переходит к новому уровню
взаимодействия со взрослыми, своими сверстниками и окружающим миром в целом.
В возрасте 3-4 лет ослабевает
неразрывная связь между малышом и матерью и постепенно увеличивается
потребность в общении, которая уже не может быть удовлетворена в узком семейном
кругу.
Личностное развитие
Малыш начинает стремиться к
самостоятельности. Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями. Именно в этом и состоит суть внутреннего
конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться
без помощи взрослых.
Необходимо умело руководить
процессом формирования самостоятельности у ребенка:
- выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему
с позиции «авторитетного взрослого»;
- предоставить ему больше самостоятельности;
- поддерживать все положительные начинания и стремления;
- если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать
это вместе или подсказать другой способ выполнения;
- не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он
хороший.
Психологические процессы
Знание педагогами и родителями
возрастных особенностей детей трехлетнего возраста помогут им в полной мере
реализовать воспитательные возможности этого периода. Это очень важно,
поскольку именно в младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и
принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент
физического, интеллектуального, морально-волевого развития малыша.
- Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается
только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти
позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может
выучить небольшой стишок.
- Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки
наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи
между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
- Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте —
игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать
разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные
кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с
игрушками или предметами — заменителями.
- Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать
предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные
конструкции и простые аппликации по заданному образцу.
- Формируются пространственные представления. Ребенок способен
ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
- Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может
воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен
поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
- Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает
ребенка к поиску различных способов действий для получения информации.
Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому
новому умению или полученным знаниям.
Возрастные особенности
детей 4-5 лет:
Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который
проходит без резких скачков или кризисов.
Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят
изменения во всех сферах его жизни.
Физическое развитие
Дети среднего дошкольного
возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в
движении.
Это связано с некоторыми
физиологическими особенностями их организма:
·
процесс окостенения позвоночника еще
продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при
длительных статических позах;
·
происходит развитие крупных мышечных
групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
Также в данный период
совершенствуются следующие физические возможности малышей:
·
повышается выносливость;
·
улучшается координация;
·
движения становятся более точными и
уверенными;
·
улучшаются показатели скорости и
ловкости.
Психологическое развитие
В возрасте 4-5 лет многие
психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.
Мышление среднего дошкольника
переходит на новый уровень - появляется образное мышление.
Познание происходит на основе
практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить
подобные, группировать по существенным признакам.
Социальное поведение
Средний дошкольник еще не
осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен.
Вместе с тем, у него уже
формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в
обществе.
Он хорошо понимает, что значит
плохой поступок.
Причем, ребенок способен выявлять
признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя
самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо.
Поэтому взрослые могут
регулировать его поведение.
Основные этические понятия только начинают формироваться.
В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не
на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов
прислушиваться к советам родителей.
Возрастные особенности
детей 5-6 лет:
У старших дошкольников
отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят
социальные отношения, совершенствуется речь.
Игровая деятельность
Освоение окружающего мира
продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая
нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается
конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей.
Важную ступень занимает речь
детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более
эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли.
Образное мышление
- Совершенствуется обобщение, открывая путь
развитию словесно-логического мышления (в процессе группировки учитываются
несколько факторов – цвет/форма, величина/цвет и т.д.)
- Происходит становление знаний о цикловых
изменениях (смена времен года, дня/ночи, процесс развития,
увеличение/уменьшение).
Изобразительная и конструкторская деятельность
·
5-6-летний возраст отличается
периодом активного рисования - ребенок может создать около 2000 рисунков за
год, при этом содержание будет самым разнообразным - воображаемые ситуации,
впечатления, иллюстрации, желания.
·
Изображенные объекты имеют
схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений.
·
В рисунках появляется сюжет, человек
наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.
Процесс конструирования значительно
усложняется:
·
Деятельность принимает аналитический
характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей
детали на аналогичную, имеющуюся в наличии.
·
Способ обследования образца принимает
обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек.
·
В основе конструкторской деятельности
лежит замысел, схема или определенные условия.
·
Создание построек приобретает совместный
характер.
Речь и воображение
Совершенствование речи
затрагивает, в первую очередь, ее звуковую составляющую - улучшается воспроизведение звуков (шипящие/свистящие/сонорные).
- Грамматический строй.
- Связность речи.
- Фонематический слух.
- Интонационная выразительность.
- Эмоциональная составляющая.
Чтение стихов становится наиболее выразительным —
акцентируется внимание на смысловой составляющей текст, обогащается лексика
посредством использования синонимов/антонимов. Отмечается активное
словотворчество — дошкольникам легко составить пересказ или рассказ по
картинке, при этом внимание уделяется и деталям.
Математические представления
Старшему дошкольнику под силу:
- Определять направление (вправо/влево,
вперед/назад, вверх/вниз).
- Производить счет в пределах 10.
- Отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»,
«Который?».
- Называть и определять прямоугольник, квадрат,
треугольник, ромб, круг, овал.
- Производить деление круга или квадрата на 2 или
4 равные части.
Возрастные особенности
детей 6-7 лет:
Шесть лет — это период кардинальных
перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают
практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям,
первоклассник проходит сложный процесс адаптации. Педагогам и родителям
необходимо знать основные возрастные особенности детей 6-7 лет, чтобы суметь
оказать необходимую помощь ребенку в преодолении возникающих проблем. В
чем заключаются эти особенности?
Физиологическое развитие
Начнем с изменений, которые касаются физиологического
развития шестилеток. У них происходят следующие процессы:
- продолжается формирование опорно-двигательного
аппарата и сердечнососудистой системы;
- совершенствуется центральная нервная система,
идет дифференциация ее различных отделов;
- улучшается моторика и координация движений.
Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего
возраста:
- повышается двигательная активность;
- увеличивается сила и скорость движений;
- развивается способность выполнять несколько
движений за одно упражнение;
- совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.
Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими
физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.
Развитие психических процессов
Отмечается бурное развитие основных психических процессов.
- Память остается непроизвольной, однако
при тренировке ее
продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы
произвольного и логического запоминания.
- Появляется
способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое.
Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.
- Преобладает
наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.
- Дети способны анализировать, систематизировать
и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые
причинно-следственные связи.
- Самостоятельно проявляют интерес к познанию,
наблюдают, интересуются новой информацией.
- Имеют базовый запас знаний об окружающем мире,
на основе которого могут делать собственные выводы.
- Могут проявлять волевые усилия,
сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
- Очень развито воображение. Любят фантазировать,
придумывают яркие ассоциации и образы.
У детей складываются свои представления о красоте. Они
любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют
использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.
Интеллектуальное развитие
Значительные изменения происходят в интеллектуальном
развитии.
Основным видом познавательной
деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и
уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Окружающий мир
Ребенок 6-7 лет активно познает
окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:
- хорошо ориентируется в
пространстве;
- интересуется, как и из
чего сделаны предметы;
- составляет собственное
представление об устройстве окружающего мира;
- умеет применять новые
знания в жизненных ситуациях и играх;
- легко понимает принцип
действия сложных игрушек;
- с легкостью учится
новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.
Речь
Продолжает развиваться звуковой аспект
речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:
- четко произносить все
звуки;
- строить предложения,
правильно согласовывая между собой слова;
- заучивать и
декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.
Речь становиться внятной, эмоционально
окрашенной.
Математика
Совершенствуются математические
умения:
- умеет считать до 10 и в
обратном порядке;
- понимает значение
математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и
отнимать в пределах 10;
- знает название основных
геометрических фигур;
- имеет представление об
объемных телах;
- может оперировать
такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и
т.п.
Дети могут выполнять несложные
операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки,
корректировать свою деятельность.
Социализация личности
С поступлением в школу ребенок
начинает выполнять совершенно новую социальную роль - он становиться учеником.
Изменяются принципы общения со сверстниками и взрослыми, усложняется система
требований, которые предъявляются к первоклассникам.
Дети 6-7 лет способны управлять
своими поступками, могут подчиняться личные интересы и мотивы коллективным
целям.
Малыш готов к расширению собственного микромира, он более
охотно налаживает коммуникативные связи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2021
Дата обновления: 23.11.2021
Дата публикации: 22.11.2021