Путешествие в страну лекарственных растений (старшая группа)
05.08.2019
Цель:
расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они
приносят, можно ли вырастить их самим.
Задачи:
Коррекционно
– образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о
лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них
(познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка»,
«ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно
– развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за
счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники,
медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные
связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное
восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику,
ориентировку в пространстве.
Коррекционно
– воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное
отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение
делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная
работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность:
вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика,
ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание
комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки
жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой.
Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме;
рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность:
выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать
– и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал
и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD,
разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов,
шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход
занятия :
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети:
на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было
увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в
машину, поехали!
Физминутка:
«Едем, едем на машине…»
Едем,
едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ
включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники
счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы
ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!
Воспитатель:
Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник
(ребенок в шапочке подорожника):Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди
проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто –
нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А
я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они
успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель:
Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он –
путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с
грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около
Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он
распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые
перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель:
Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети
садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют
изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).
Воспитатель:
Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения –
«отгоняющий кашель».
Ландыш,
несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно
ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и
приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш
получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки
растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей
краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее,
мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени
юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.
Русское
название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого
парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и
превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети,
можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения
для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или
собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и
накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы
автомобилей, заводской дым.
Воспитатель:
Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка
: «Мы садимся в самолет»
Мы
садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы
летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим,
как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее:
гора! Приземляться нам пора!
Воспитатель:
Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка:
Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам,
около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют
сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых
трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека
и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети:
Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель:
Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной
пасты.
Ребята,
ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики,
поиграем с прищепками.
Игра
с прищепками «Собери цветок»
Воспитатель:
Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку
называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей). А ещё у ромашки есть другое
название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель:
Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на
поезде.
Физминутка
«Поезд»
Едем,
едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На
лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем
мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!
Воспитатель:
Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке
одуванчика).
Одуванчик:
Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая,
когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои
желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая
страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят
долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне
прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель:
Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким
нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие
части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные
названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы
детей). Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание
одуванчика:
Игра
«Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают
целое - ромашку и одуванчик).
Звучит
песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание
на ориентировку в пространстве:
Настя,
одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика.
Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель:
Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок:
Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых
семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и
укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как
средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель:
Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята,
наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники
очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое
растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым
бинтом»?
«Заячьи
ушки»?
«Белая
рубашка»?
Задание
какого растения было интереснее?
Воспитатель:
Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2019
Дата обновления: 10.11.2019
Дата публикации: 05.08.2019