Ориентация в пространстве

19.10.2020

На прошлой неделе мы активно обсуждали способность детей ориентироваться во времени. Сегодня поговорим об ориентации в пространстве. Пространственная ориентировка - способность человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

К сожалению, очень часто встречаю детей, не умеющих ориентироваться в пространстве даже относительно своего тела. Причина заключается в равнодушии родителей к этой «способности». Как правило, эти родители гордо заявляют о том, что их ребёнок учит китайский язык в 6 лет, но не придают значения тому, что он не различает направления (верх, низ, лево, право). Ознакомьтесь с этапами формирования этой жизненно необходимой способности:

1 этап. Формировать ориентировку в пространстве необходимо уже в младшей группе детского сада. На начальном этапе нужно научить ребенка ориентироваться в расположении частей своего тела сначала по вертикальной оси, а затем – по горизонтальной. В соответствии со своим телом различать пространственные направления относительно себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева;

2 этап. В средней группе развиваем умения ребёнка двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Обязательно обращайте внимание ребёнка на предметы, находящиеся далеко/близко.

3 этап. В старшей группе ребёнок учится определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней», «за Машей», «перед Наташей», «около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина»; ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).

4 этап. В подготовительной группе ребенок способен хорошо ориентироваться в пространстве вокруг себя и в пространстве на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

В следующем посте рассмотрим игры, направленные на формирование способности ориентироваться в пространстве.

         

Игры, направленные на формирование способности ориентироваться в пространстве:

·        игра «Части тела». Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа;

·        игра «Найди пару». Ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног);

·        игра «Что у тебя на одежде?» Предложите ребенку найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Попросите ребенка: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу»;Хочу такой сайт

·        игра «Где мяч?». Попросите ребёнка: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч перед собой» и т. п. Затем попросите ребёнка ответить на вопросы: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом);

·        игра «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

·        игра «Угадай кто?». Перед ребенком на столе в несколько рядов расположены игрушки, по 5 в каждом ряду. Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на расположение игрушек и угадать, о ком он говорит: «Игрушка, которая расположена над мячом», «Под машинкой», «Между зайкой и мишкой»;

·        игра «Капризный фотограф». Родитель (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу слева от лисы».

·        Дидактические игры можно использовать только с 5 лет. До 5 лет старайтесь чаще акцентировать внимание ребёнка на окружающее его пространство.

В моей «копилке» много дидактических игр, способствующих формированию ориентировки в пространстве. Пишите адрес электронной почты. Рассылка игр 24.10.2020г.

 

Обратите внимание на презентации «Предлоги. Часть 1», «Предлоги. Часть 2». 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.10.2020

Дата обновления: 19.10.2020

Дата публикации: 19.10.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».