19.10.2020
На прошлой неделе мы
активно обсуждали способность детей ориентироваться во времени. Сегодня
поговорим об ориентации в пространстве. Пространственная ориентировка - способность
человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве,
а также дифференцировать направления пространства и свободно
передвигаться в нем.
К сожалению, очень
часто встречаю детей, не умеющих ориентироваться в пространстве даже
относительно своего тела. Причина заключается в равнодушии родителей к этой
«способности». Как правило, эти родители гордо заявляют о том, что их ребёнок
учит китайский язык в 6 лет, но не придают значения тому, что он не различает
направления (верх, низ, лево, право). Ознакомьтесь с этапами формирования этой
жизненно необходимой способности:
1 этап. Формировать
ориентировку в пространстве необходимо уже в младшей группе детского сада. На
начальном этапе нужно научить ребенка ориентироваться в расположении частей
своего тела сначала по вертикальной оси, а затем – по горизонтальной. В соответствии
со своим телом различать пространственные направления относительно себя:
впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева;
2 этап. В средней
группе развиваем умения ребёнка двигаться в заданном направлении (вперед -
назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо
мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Обязательно обращайте внимание ребёнка на
предметы, находящиеся далеко/близко.
3 этап. В старшей группе
ребёнок учится определять
свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и
Таней», «за Машей», «перед Наташей», «около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы
сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина»; ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).
4 этап. В подготовительной группе ребенок способен хорошо
ориентироваться в пространстве вокруг себя и в пространстве на ограниченной
поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.);
располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи
их расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее,
выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между,
рядом и др.).
В
следующем посте рассмотрим игры, направленные на формирование
способности ориентироваться в пространстве.
Игры, направленные на формирование способности ориентироваться в
пространстве:
·
игра «Части тела». Один из игроков
дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот
говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает
ответ соседа;
·
игра «Найди пару». Ребенку
предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног);
·
игра «Что у тебя на одежде?» Предложите ребенку
найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник,
рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при
этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот
левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Попросите
ребенка: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на
своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу»;
·
игра «Где мяч?». Попросите ребёнка:
«Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч перед собой» и
т. п. Затем попросите ребёнка ответить на вопросы: «Где лежит мяч?» (на столе,
на полу, в углу, около стола, под столом);
·
игра «Вратарь». Взрослый бросает мяч
ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок
должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
·
игра «Угадай кто?». Перед
ребенком на столе в несколько рядов расположены игрушки, по 5 в каждом ряду.
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на расположение игрушек и угадать, о ком
он говорит: «Игрушка, которая расположена над мячом», «Под машинкой», «Между
зайкой и мишкой»;
·
игра «Капризный фотограф».
Родитель (фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику надо
рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более
сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку
справа от медведя, а птицу слева от лисы».
·
Дидактические игры можно
использовать только с 5 лет. До 5 лет старайтесь чаще акцентировать внимание
ребёнка на окружающее его пространство.
В моей «копилке» много дидактических игр, способствующих формированию
ориентировки в пространстве. Пишите адрес электронной почты. Рассылка игр
24.10.2020г.
Обратите внимание на презентации «Предлоги. Часть 1», «Предлоги. Часть
2».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2020
Дата обновления: 19.10.2020
Дата публикации: 19.10.2020