11.01.2022
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной
связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации
движений рук – один из показателей интеллектуального развития и,
следовательно, готовности к школьному
обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты
внимание, память, связная речь.
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?
Знает ли он названия пальцев рук?
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые
способствуют развитию тонких
движений пальцев рук
1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает
стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на
левой.
Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей. Первый палец – боковой – Называется БОЛЬШОЙ. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя. |
Палец второй – Указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Палец четвертый Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ. Неповоротливый он И упрямый. |
2. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование
цветными карандашами.
3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из
картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика,
треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.
4. Увлекательно
проходит игра со спичками:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества
спичек.
5. Выкладывание
узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными
пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
С пятилетнего возраста ребенок может работать с
нитками и иголкой под контролем взрослых.
7. Игры в лото, мозаику, пазлы.
Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые
упражнения.
1. «Ручки
греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони. |
|
Очень холодно зимой, Мерзнут ручки – ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть. |
|
2. «Стряпаем»
- имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо. |
|
Мы постряпаем ватрушки, Будем сильно тесто мять. Колобочков накатаем, Будем маме помогать. |
|
3.
«Точилка» - сжав одну руку в
кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и
прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза. |
|
Мы точили карандаш, Мы вертели карандаш. Мы точилку раскрутили, Острый кончик получили. |
|
4.
«Пила» - ребром ладони одной руки
«пилим» по ладони, предплечью другой руки. |
|
Очень толстое оно. Надо сильно постараться, И терпения набраться. |
|
5.
«Надеваем браслеты» - одной рукой
изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем
«браслет», прокручивая его влево-вправо. |
|
Мы браслеты надеваем, Крутим, крутим, продвигаем, Влево-вправо, влево-вправо, На другой руке сначала. |
|
6.
«Добываем огонь» - энергично
растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо. |
|
Мы как древние индейцы Добываем огонек: Сильно палочку покрутим – И огонь себе добудем. |
|
7.
«Братцы» - обеими руками
одновременно растираем о большим остальные пальцы по очереди (с указательного
по мизинец) |
|
Ну-ка, братцы, кто сильнее? Кто из вас поздоровее? Все вы, братцы, молодцы, Просто чудо-удальцы! |
|
8.
«Точим ножи» - активное растирание
раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз |
|
Ножик должен острым быть. Будем мы его точить, Чтобы чистил нам морковку И картошку на готовку. |
|
9.
«Пружинка» - спиралевидное
растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой. |
|
Мы пружинку нарисуем Длинную и крепкую. Мы сперва ее растянем, А затем обратно стянем. |
|
10.
«Гуси» - пощипывание руки вдоль
предплечья от кисти к локтю. |
|
Гуси травушку щипали, Громко, весело кричали: «Га-га-га, га-га-га! Очень вкусная трава!» |
|
11.
«Человечки» - указательным и
средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки –
«маршируют», «прыгают», «бегут»). |
|
Человечки на двух ножках Маршируют по дорожке. |
|
Подобные игры способствуют развитию:
- воображения, мышления, способности к анализу;
- тактильной (кожной) чувствительности;
- элементарной ловкости в обращении с мелкими
предметами;
- словаря;
- предметной деятельности;
- терпения и усидчивости;
- пространственной ориентации.
Список литературы:
1 Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений
пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С.58-60.
2.Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. –
72с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.03.2022
Дата обновления: 02.03.2022
Дата публикации: 11.01.2022