Артикуляционная гимнастика
20.05.2022
Артикуляционная гимнастика является основой для формирования речевых звуков
–фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.
Четкая артикуляция обеспечивается подвижными органами речи- языком, губами,
нёбом.
Артикуляция так же связана с
работой многочисленных мышц. В том числе жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания- гортани,
трахеи, бронхов, лёгких, диафрагмы, межрёберных мышц. Довольно часто у речевых
детей все эти органы имеют проблематику, поэтому ребёнок не может придать
своему языку, губам нужное положение, язык как бы непослушен, недостаточно
подвижен или же занимает какое-то необычное положение при выполнении некоторых
самых простых движений. Для этого и необходимо артикуляционная гимнастика,
основной целью которой является развитие подвижности мышц губ и языка, без чего
невозможно правильное артикулирование звуков.
В первую очередь у ребёнка формируются
самые простые по артикуляции звуки:
гласные-А, О, Э и согласные П, Б, М.
Затем при созревание речевых зон и развитие
артикуляции формируются звуки, не требующие особо тонких движений губ и языка:
гласные: И,
Ы, У и согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные звуки, к которым относятся
свистящие: С ,З,Ц и шипящие: Ш,Ж,Ч,Щ.
Если ребенок не может произносить эти звуки
он заменяет на более простые по артикуляции.
Ну и самые
сложные по артикуляции звуки - это Р и Л(твёрдое).
Общие
правила выполнения упражнений
комплекс
артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день;
все
упражнения выполняются под контролем педагога, чтобы взрослый мог
контролировать движения органов артикуляции (языка, губ и т.д.);
необходимо следить,
чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи;
Дыхательная
гимнастика
Рекомендации по
проведению дыхательных упражнений с детьми сопроводительный текст произносит взрослый.
выполнять упражнения
каждый день по 3-6
минут, в зависимости от
возраста детей;
проводить
упражнения в хорошо
проветренном помещении или при
открытой форточке;
заниматься
до еды;
заниматься
в свободной, не стесняющей
движения одежде;
дозировать
количество и темп
проведения упражнений;
вдыхать
воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхать
легко и коротко, а
выдыхать длительно и экономно;
в
процессе речевого дыхания
не напрягать мышцы
в области шеи, рук, живота,
груди; плечи не поднимать
при вдохе и опускать
при выдохе;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.05.2022
Дата обновления: 23.05.2022
Дата публикации: 20.05.2022