16.09.2022
Музыкальное воспитание детей с речевыми нарушениями
Музыка, музыкальное воспитание
оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими
отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и
упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются:
положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и
грамотнее становится их речь.
Музыкальное воспитание в детском
саду направлено помимо решения музыкальных задач, на
решение задач коррекционных:
1. Оздоровление психики:
воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо
виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализацию психических
процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов
возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания,
обеспечивает тренировку органов слуха.
3. Укрепление, тренировка
двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие
мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация
движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты
утверждают, что коррекция движений сказывается на речи. «Выполнение ритмических
упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует
воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к
общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
4. Исправление ряда речевых
недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний
слов.
Виды музыкальной
деятельности - это слушание музыки и исполнительство (пение,
музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах,
творчество).
Слушание музыки является самостоятельным
видом музыкальной деятельности. Вместе с тем, оно лежит в основе всех
других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя
их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает
действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи
очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет
требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших
коррекционных задач.
Исполнительство:
Игра на музыкальных инструментах - развитие внимания и памяти,
координации движений, музыкально-ритмического чувства.
Пение - давно используется, как одно из
реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение
помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения,
проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля»,
«ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению
правильного произношения.
Музыкально – ритмические движения – вид исполнительской
деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным
видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и
непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные
задачи.
Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребенка. Даже если ребенок молчит, но движениями передает
характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если
правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он
реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально – ритмических
движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Помимо
упражнений, к музыкально - ритмическим движениям относятся
и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, характерные.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку
помогают координировать пение и движение, они могут использоваться также
и в самостоятельной деятельности детей.
Творчество – предполагает развитие у детей творческого
воображения, активности, способности к импровизации в пении, музыкально -
ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с
детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а
скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим
напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.09.2022
Дата обновления: 16.09.2022
Дата публикации: 16.09.2022