Страх потеряться (одиночества)

13.04.2020

Большая страшилка — ≪побыть одному≫.

    ≪Остаться без вас? Ни за что!≫ Почему?

    ≪А вдруг не вернетесь, вдруг что-то случится?

     Что буду я делать?≫ — страшилка боится,

     И нас заставляет угрозу искать.

     И вот уж не можем спокойно играть:

   ≪Кто знает, что там за диваном таится?≫

   Нам хочется где-то скорее укрыться.

   Пришло время вспомнить: ≪Ведь я не один!

  Половник — мой друг! Мы вдвоем поглядим,

  Кто нас отвлекает, мешает играть≫.

 И страхам в квартире уже не бывать!

                                                                                                     Л. Калинин

Как известно, дети с пяти лет уже могут ненадолго оставаться и играть одни. Они находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают возможность родителям заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, о которых пойдет речь.Очень много разных причин можно узнать, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно. Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопекающей роли родителей,  неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим или младшим братьям и сестрам, и застенчивость и возможная бессознательная боязнь разлуки с матерью (в младенчестве часто жил у бабушки) и т. д. и т. п. Необходимо обязательно найти причину именно этого страха и работать конкретно с ней, потому что к каждой причине нужен свой подход. Если страх одиночества основан на том, что ребенок не может один дать выход своему творческому потенциалу, задача родителей - научить его самовыражаться на бумаге, в ролевых играх или же в творческих работах. Если он тяготится одиночеством, постоянно прислушиваясь ко всему в доме, каждый скрип ему кажется ужасным и враждебным. Дайте ему интересное задание на время вашей отлучки и включите приятную мелодию. Также одним из помощников в данной ситуации может стать простой предмет ≪устрашения страха≫: это может быть и детская сабля, придающая храбрость или, например, половник.

Одна из разновидностей страха одиночества - страх потеряться. Особенно он владеет детьми, уже потерявшимися однажды. Дети, пережившие этот шок, иногда месяцами после этого случая не отходят и не отпускают маму. Пережившим этот страх детишкам можно порекомендовать следующие игры с родителями (игры предложены Т. Л. Шишовой).

≪Потеряшки≫ (4-8 лет).  Можно использовать мягкие игрушки, а можно играть и самим. Количество участников не ограничено.Хочу такой сайт

В одном доме жил маленький щенок. (Пусть ребенок сам придумает, хорошо ему там было или не очень, и покажет это вместе с вами в сценках.) Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. (Прочувствуйте состояние щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребенка показать мимикой, как щенок испугался, растерялся, впал в отчаянье- если он будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Непременно обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед, или, наоборот, зазевался и не заметил, когда хозяева свернули в переулок? Или заигрался и не обратил внимания на команду?). Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния

ребенка. Если он охотно участвует в игре и готов продлить ее, придумывайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если же сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к этой игре и проследите реакцию ребенка. Показывайте именно приключения, а не ЗЛОключения Потеряшки, подчеркивая доброту персонажей, с которыми щенок будет сталкиваться по ходу сюжета. Если ребенок скажет, что щенку было у прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребенок. Момент обретения дома должен быть, конечно, отыгран как очень радостный, но надо непременно подчеркивать, что и приключения щенок потом вспоминал с удовольствием.

                ≪Случай в магазине≫ (5-8 лет). Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребенок и родители изображаются без помощи кукол, а остальные —покупатели, продавцы—куклами и мягкими игрушками. Нужно создать ощущение многолюдного помещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.

Ваш ребенок попал с вами в большой магазин. Народу было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его (пусть он сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придете. (Повторяя игру через несколько дней, можно на время выйти в другую комнату.) Малыш остался один.

Пусть он покажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где его оставили, иначе действительно потеряется. (Таким образом ребенок лишний раз в игровой форме будет усваивать важнейшие правила

поведения в людных местах.) Наконец вы появляетесь! Вы очень довольны тем, что ваш ребенок проявил терпение и выдержку. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу приз (причем настоящий!). Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребенка появится дополнительный стимул затевать

игру. Время ожидания мамы надо потихоньку растягивать (но естественно, не до бесконечности), побуждая малыша заполнять паузы какой-то умственной деятельностью. Пусть он в зависимости от своих склонностей и интересов, либо понаблюдает в окно за тем, что происходит на улице, а потом расскажет

вам, либо сочинит какую-нибудь историю, либо займется устным счетом круглых предметов или почитает.

≪Малютка потерялась≫. Эту сценку лучше разыграть в куклах. Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам, тем более что он вряд ли будет отказываться от столь лестной роли), увидел в магазине

маленькую девочку (она должна изображаться совсем крохотной игрушкой, чтобы ваш ребенок почувствовал себя по сравнению с ней большим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривают с ней и понимают, что она потерялась. Дальнейшие действия вашего ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз пусть выяснит у нее, где именно она потерялась, отведет ее туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку прежде всего там. Затем пусть подойдет к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.04.2020

Дата обновления: 13.04.2020

Дата публикации: 13.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».