Родительское внимание. Зачем и как?

23.04.2020

И младенцы, и школьники, и подростки — дети любого возраста хотят чувствовать внимание своих родителей. Они должны знать, что родители любят и уважают их, что готовы быть с ними, когда это необходимо, могут поддержать в трудные моменты и дать ответы на самые разнообразные вопросы. Недостаток родительского внимания непременно приводит к неутешительным последствиям. Каждый ребенок реагирует на это по-разному, в соответствии с тем, каким образом он привык взаимодействовать с миром. Есть дети, которые начинают искать внимания в детском саду, школе, это приводит к дракам, спорам, повреждению чужих игрушек — то есть, к приступам агрессии. У других детей может снижаться концентрация внимания. Особенно это заметно у первоклассников, которые попадают в новую среду – им легко растеряться, а уровень тревоги повышается.

  Из-за недостатка внимания также могут возникать различные психосоматические явления — реализация того, что не удалось реализовать эмоциональными путями, через тело, физические проявления. Например, ребенок испытывает потребность в контакте с мамой, во взаимодействии, однако не чувствует этого внимания. В результате, у ребенка начинается насморк, кашель, возможно, температура — соответственно, теперь мама дает больше заботы. Такие процессы происходят бессознательно.

  Потребность в совместной деятельности

  Даже если родители регулярно проводят время с детьми, физически находятся рядом и делают что-то вместе, это не всегда дает эффективный результат. Почему так происходит? Когда родители и дети физически проводят время рядом друг с другом, нужно учитывать, в первую очередь, то, насколько они заняты именно совместной деятельностью. Насколько они замечают друг друга, как часто контактируют, взаимодействуют друг с другом и т.д. Новые игрушки, одежда или современный смартфон также не заменят ребенку родительского внимания. Как бы родителям не хотелось дать детям все самое лучшее, надо понимать, что этим "лучшим" не всегда является что-то материальное. Да, детей важно обеспечивать всем необходимым, но материальные ценности не заполнят отсутствия матери или отца. И потом дети скорее будут вспоминать совместный пикник, а не очередную новую игрушку.                                                   

  Ограничение доступа к гаджетам

  Общим взаимодействием может оказаться любая игра, даже игра на гаджете. Если родители и ребенок играют вместе, это уже можно считать эффективным совместным досугом. Конечно же, при условии, если им обоим действительно интересно то, чем они занимаются. Однако если мать дает ребенку, который нуждается в живом внимании, планшет, чтобы чем-то заместить внимание, этот метод вряд ли можно назвать эффективным. Гаджеты — неотъемлемая часть нашей жизни. Но постоянное взаимодействие детей с ними только подменяет реальность. Ведь в виртуальной реальности гораздо легче побеждать, проходить новые и новые уровни, находить новое общение в сети. При этом в реальной жизни ребенок продолжает чувствовать себя одиноко.

  Еще одна сторона проблемы — когда к гаджетам чрезмерно привязываются не дети, а родители. Например, когда мать, которая выходит на прогулку с ребенком, погружается в свой смартфон, пока малыш играет рядом. В таких случаях общение с ребенком тоже не является эффективным: хотя физически они и рядом, эмоционально ребенку приходится перетаскивать внимание матери со смартфона на себя.

Удовлетворение нужд

  Любознательные дети обычно задают взрослым много вопросов. Почему солнце светит? Почему трава зеленая, а не красная? Куда летят птицы? Откуда появляются облака? Кто построил дом напротив? Бывает ли так, что не осень приходит после лета, а наоборот? Действительно, на все эти вопросы можно легко и быстро найти ответ. Но иногда бывает, что взрослые ленятся отвечать даже на самые простые вопросы. И ставят детей в тупик, ведь их потребность в знаниях не удовлетворяется. Вопросы помогают детям познавать мир. Поэтому ни в коем случае нельзя обрывать детский познавательный интерес фразами типа: "Вырастешь, сам узнаешь» или «Не твоего носа дело". Не стоит даже отвечать коротким: "Не знаю". Дети способны понять больше, чем нам кажется. Главное — начать что-то рассказывать. Если же вы действительно чего-то не знаете, всегда можете узнать это вместе с ребенком, заглянув в энциклопедию или гугл. Тогда из вашего ребенка вырастет умный, эрудированный человек.

  Разграничение учебы и отдыхаХочу такой сайт

  Часто бывает так, что вот эту учебную часть родители пытаются вложить в каждый совместный досуг с ребенком. Скажем, во время прогулки по парку начинают расспрашивать у ребенка, как называются деревья вокруг, как на английском будет "солнце" и так далее. Иногда это действительно нужно, но досуг не всегда должен иметь какую-то учебную пользу. Он может оставаться досугом: с играми, весельем, прогулками, и будет полезным сам по себе, без обязательных учебных элементов. Очень важно быть для ребенка не только учителем, но и собеседником. То, как ребенок растет в семье, влияет на его будущие коммуникационные способности. То есть сначала дети учатся строить отношения с родителями, а потом — и с другими людьми. Время, проведенное вместе с родителями, способствует также и налаживанию эмоциональных связей ребенка с ними. Важно не превращать общение с детьми в сплошную проверку на послушание. Детям нужен родительский интерес к ним, к их жизни и чувствам. Но вместо этого бывает только проверка: поел, попил, уроки сделал, посуду помыл, и все, а поговорить не о чем. Лучше чаще общаться с детьми на отвлеченные темы — им это нравится и пойдет только на пользу.

  Внимание к интересам ребенка

  Нередки случаи, когда родители приходят к ребенку с предложением: « А давай мы сейчас будем делать вот это, а давай пойдем гулять вот туда». Но в этот момент ребенок занят чем-то другим. То, чем он занимается в текущий момент, является ценным для него — именно на это у него выделяется энергия и силы на это смещается фокус его внимания. Соответственно, чтобы быть в контакте с этим ребенком, важно будто бы войти в этот его мир. То есть взаимодействовать так, чтобы интересно было в первую очередь самому ребенку. Не навязывайте свои варианты. Лучше спросите, чем сейчас хотел бы заниматься сам ребенок, как бы он хотела играть. Это также помогает детям развить коммуникационные навыки: в таком общении с родителями ребенок практикуется, как ему строить отношения с миром, со сверстниками, со взрослыми. Если то, чем ребенок занимается в текущий момент, не интересно родителям, следует найти вариант, который удовлетворит обоих. Если родителям в этот момент совершенно не интересно и не хочется играть с ребенком конструктором, куклой или чем-то еще, они не должны этого делать. Ведь тогда они не будут находиться в этом непосредственном контакте. Даже если родители будут делать вид, что им интересно, ребенок на эмоциональном уровне все равно будет улавливать другой посыл. Он будет чувствовать, что им это не слишком нужно. Чтобы избегать таких ситуаций, родители сначала должны понять, чего хочется именно им. Что интересно именно им. Когда они найдут ответ на этот вопрос, то, значит, тогда смогут поделиться этим опытом и с собственным ребенком. Если у них нет этого опыта и они не беспокоятся о собственном досуге, то будут находиться в напряжении. Соответственно, общение с ребенком не будет эффективным.

Персональное внимание для каждого ребенка

  У кого в семье более чем один ребенок, часто дети бессознательно конкурируют между собой за внимание мамы и папы. Ребенок понимает, что мама – не только его мама, а еще и братика или сестрички. При этом считает, что "она же и моя мама, только для меня". Совет родителям, имеющим несколько детей, находить время на то, чтобы побыть с каждым ребенком отдельно от других. В идеальном формате это был бы час для каждого ребенка ежедневно, однако в силу современного темпа жизни такой ритм — почти невозможен. Психологи рекомендуют мамам, у которых несколько детей, это формат 15-ти минут. При этом, график можно писать даже совместно с детьми. В эти 15 минут вы должны спросить у ребенка, что он хотел бы сделать вместе с вами: поговорить, поиграть или запланировать какую-то прогулку. Такое взаимодействие, даже если оно будет происходить хотя бы раз в неделю, является очень эффективным. Уже на протяжении первого месяца в поведении ребенка будут заметны изменения: дети становятся более спокойными, тревога приходит. Они знают, что есть график, в котором для них точно определено время — значит, мама точно побудет с ребенком наедине, конкурировать за ее внимание не придется.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.04.2020

Дата обновления: 23.04.2020

Дата публикации: 23.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».