20.10.2022
Наши привычки
Ежедневно мы открываем новостные страницы в компьютерах
или включаем телевизор. Новости не бывают без информации
о военных действиях, терактах (которые случаются не только далеко
от нас, но и совсем рядом), столкновениях
и противодействиях. Многие фильмы содержат сцены насилия. Рекламные ролики
включают самые шокирующие кадры кино. Мы, взрослые, привыкаем к этому
фону, но восприятие детей значительно ярче, увиденное и услышанное
переживается и ищет выход, в том числе в виде агрессивных
проявлений. В идеале родителям стоит оградить ребенка от такого
знания, особенно дошкольника. Но далеко не каждый родитель готов
отказаться от своих привычек.
Наши негативные мысли и поведение
Наше состояние и настроение дети легко считывают.
И далеко не всегда мы излучаем позитивные мысли: стояние
в пробках, толпа в метро, необходимость зарабатывать деньги
на нелюбимой работе, бытовые неурядицы – это то, что родители
приносят с собой домой, к детям. Да, были времена, когда все
было гораздо хуже, но тогда так было у всех и являлось нормой.
Сейчас в том же телевизоре, кино, журналах мы видим другую
жизнь – приятную и комфортную во всех отношениях. И мы
хотим жить счастливо: так, как они! Невозможность достичь желаемого может
являться одним из самых сильных факторов, вызывающих агрессию у нас
и, как следствие, у наших детей. Может, поэтому формула «счастливые
родители – счастливые дети» в наше время становится все более
актуальной.
Наша неуверенность
В последние десятилетия большой груз ответственности
свалился на матерей – именно от них общество ждет «правильного»
воспитания детей. Одно дело, когда ты не знаешь, что можешь своим
поведением нанести психологическую травму своему ребенку, – так было
у наших мам и бабушек. И совсем другое дело, когда ты понимаешь,
что можешь ему навредить – а это страшно, этого хочется
избежать. Каким способом сделать так, как «правильно», –
не очень понятно: литература и психологические рекомендации иногда
советуют прямо противоположные вещи. Впрочем, многие мамы до сих пор
не особенно стремятся что-либо читать или узнавать о детях.
Все это в совокупности ведет к потере
материнской уверенности, интуиции, своего индивидуального способа
взаимодействия с ребенком. Мы начинаем искать «правильные» способы
поведения, «правильные» рекомендации. Забываем о том, что все эти
знания веками и поколениями копились в нас, стоит просто заглянуть
внутрь себя.
А еще иногда нам бывает мучительно стыдно за то,
что мы не такие идеальные, как соседка напротив. И мы
чувствуем вину перед своими детьми за свою непутевость. А поскольку
способам справляться со стыдом и виной нас в школе
не учили, то весь этот клубок переживаний вываливается на наших
детей, на нашу семью.
Кроме того, так уж сложилось, что влиять
на других людей общество хорошо умеет через запреты: не бери,
не ходи туда и т. д. И этот способ более привычен
для взаимодействия в семье. Мы, взрослые, легко формулируем свои
требования к ребенку, используя частицу «не». Гораздо сложнее говорить о том,
что же можно ребенку делать. Ведь разрешение зависит от многих
факторов: от того, какое настроение у нас, как мы себя физически
чувствуем, от того, кто находится вокруг нас.
Вот, например, хождение по лужам: вроде можно,
но в специальной одежде, без нее нельзя, а если мы
торопимся, то тоже нельзя, а если рядом бабушка, то тем более
нельзя, иначе лекция о возможности заболеть обеспечена на весь
оставшийся день. Ребенку очень сложно запомнить и уложить в своей
голове все эти нюансы. Он воспринимает их как путаницу
и соответственно путано реагирует. А мы? А мы сердимся –
ну что ему, трудно, что ли? Ведь все понятно, и так легко
запомнить! На самом деле ребенку трудно, он нуждается
в упрощении нашего представления о мире для его детского
понимания.
Обесценивание авторитета других взрослых
Когда ребенок начинает взаимодействовать с другими
взрослыми – няней, воспитательницей в детском саду или учителем
в школе, то для того, чтобы прислушиваться к ним
и уважительно воспринимать, он должен считать их авторитетами
для себя. А с авторитетами в нашем обществе
в последнее время сложно. У взрослых сплошной беспорядок
в голове: как няня может быть авторитетом, если мы ей зарплату платим
и можем командовать ей и говорить, как себя вести?
А в саду и школе? Пусть делают то, что мы им говорим, иначе
нажалуемся в вышестоящие инстанции. Или вообще в Интернете все
ваше заведение раскритикуем.
Мы хорошо знаем, что можем себе позволить.
И как же мы удивляемся, когда наш ребенок говорит няне: «Да ты
здесь никто!» – или воспитательнице: «Вот мои родители вам
устроят!» Вот и получается, что у других взрослых нет никакой
возможности влиять на наших детей, а ведь мы ждем этого от них.
Мы, взрослые, пытаемся разобраться друг с другом. А рядом
с нами находятся дети, спокойно наблюдающие за нами, снимающие нас
на мобильный телефон и выкладывающие записи в Интернет.
Наша неуверенность, плохое настроение, попустительство
в наблюдении детьми агрессии через экран ТВ или компьютера,
обесценивание авторитета других взрослых – все это может привести
к тому, что детская агрессия будет проявляться чаще и сильнее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2022
Дата обновления: 21.11.2022
Дата публикации: 20.10.2022