10.10.2022
ПСИХОЛОГИ
РАЗЛИЧАЮТ ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.
Внимание - направленность и сосредоточенность психической
деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна
всем людям без исключения.
Внимательность - сложившееся качество личности. Рассеянный дошкольник,
как и все другие дети, способен "обратить внимание" на какой-то
объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте:
внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого
важного качества не лучшим образом сказывается на его достижениях.
Рассеянность может
быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или,
например, воспалением носоглотки, аденоидитом. Но почему же тогда так много
невнимательных среди здоровых детей? Понятно, что не стоит ждать особой
сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент
другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые
временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем
становятся жизненным стилем.
Организация
внимания дошкольника на занятии зависит, прежде всего, от мастерства воспитателя.
Дома же родителям приходится брать эти функции на себя.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
на что родителям необходимо обратить внимание?
1. Создайте
ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления.
Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения.
Для детей, с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать
приготовление заданий в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться,
настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место.
Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем
желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и
дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.
2. Все необходимое
для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и
до таблиц, схем, и т.п.
3. В перерывах
между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную
разрядку.
4. Развивайте у
вашего дошкольника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы.
5. Выберите
специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации,
повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно
много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение
скучных занятий. Найти такие упражнения можно в многочисленной литературе для
родителей. Примеры:
Ø
Например, если ваш
ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание.
Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт
должен быть достаточно крупным). Инструкция: "Вычеркни все буквы
"т", а буквы "д" обведи кружком". А потом вместе с
ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый
день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.
Ø
Можно найти
специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания.
Дается инструкция в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок. Например:
в квадрате - горизонтальную черточку, в кружке - вертикальную, в треугольнике -
точку и т. д.
Ø
Очень полезны
упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (вроде
пляшущих человечков из рассказа А. Конан-Дойля). Придумайте такой секретный алфавит
и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный,
но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению
внимания.
Ø
Известное
упражнение - отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе
бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.
Ø
Возможно, что
вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например,
он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде.
И благополучно пропускает то, что предъявляется на слух. Вспомните выражение
"в одно ухо влетает, из другого вылетает". Это про него. Значит, необходимо
развивать у такого дошкольника слуховое внимание, учить его сосредоточиваться
на своих слуховых ощущениях. Попросите его закрыть глаза и прислушаться к окружающим
звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал (шум льющейся на кухне воды,
звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.). Или такое упражнение: вы называете
ребенку в произвольном порядке несколько имен. Каждое должно прозвучать
несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя,
Дима, Катя и т.д. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное
имя. Задача ребенка - сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.
Ø
Бывает, что
ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации.
В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали,
сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите
несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в
течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это
время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого
цвета, что-то вовсе уберете. Ребенку нужно сказать, что изменилось. Полезно
сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.
Упражнений по
развитию внимания в специальной литературе или в детских журналах можно найти
много. Выбирайте те, что интересны вашему ребенку. Главное - занимайтесь понемногу
каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.
ЧТО
ЕЩЕ ВАЖНО ЗНАТЬ?
Для одного ребенка
наиболее отвлекающий фактор - звуки, для другого - зрительные раздражители.
Один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок телефона,
другой отвлекается на любой шорох. И утомление может у детей наступать
по-разному. Например, работоспособность резко снижается, но потом уже не
восстанавливается. Или колеблется в течение какого-то периода - от полной сосредоточенности
до абсолютного "выпадения" из работы. Эти особенности нужно учитывать
при организации домашних занятий.
Есть еще одно
средство против рассеянности - любознательность. Приучите ребенка наблюдать и замечать
все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино,
дома. Замечательно, если у него возникают вопросы: "Что это такое?",
"Что это значит?", "Почему так происходит?" Отвечайте, но
старайтесь побуждать сына или дочку самостоятельно находить ответы на
интересующие вопросы.
И психологи, и
родители, уже вырастившие дошкольников, знают, что невнимательность детей как
правило постепенно снижается. Рассеянный дошкольник в конце концов учится сосредоточиваться на
задании. Но вот наш "младшеклассник" становится подростком - пятиклассником.
И мы замечаем, что к нему вернулась прежняя неорганизованность, вновь возникли
проблемы с вниманием, ухудшилась успеваемость. Причины невнимательности и рассеянности
подростка объяснимы. Далеко не на последнем плане здесь физиологическая перестройка
организма, гормональные изменения.
Подростку трудно
управлять своими эмоциями. У него новые потребности, интересы, не всегда связанные
с учебой, новый круг общения. Кто-то из подростков готов выдвигать новые
гипотезы, заниматься теоретическими изысканиями и ставить смелые эксперименты.
А в школе приходится заниматься рутинной работой - скучные вычисления, обязательная
для чтения литература... Постарайтесь понять своего ребенка и не задавать ему
бессмысленные вопросы: "О чем ты только думаешь? Как ты можешь делать
такие глупые ошибки?" Для подростка важнее всего познать себя,
скорректировать самооценку своих сил и способностей с оценками со стороны
значимых для него людей. Если учеба так или иначе помогает в этом, тогда ребенок
испытывает к ней интерес, внимание вновь становится концентрированным и
устойчивым.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2022
Дата обновления: 21.11.2022
Дата публикации: 10.10.2022