14.08.2019
Овладение родным языком – одно из основных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценно-сти. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто испытывают затруднения в форми-ровании связной речи, у них снижена речевая активность. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка методов коррекционной работы, которые направлены на преодоление речевого недоразвития у детей, имеет большое значение и является сложной логопедической проблемой.
Работа со сказкой включает речевое, эмоционально-волевое развитие, приучает к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывает интерес к нему. Такие черты русской сказки, как образность, эмоциональность, поучительность, близки психологическим особенностям детей, соответствуют образной структуре их сознания, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир. Сказка помогает формировать коммуникативную культуру, раскрывать духовный мир и творче-ский потенциал ребенка.
Сюжетно-тематическая организация занятия способствует развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь. Тексты сказок активизируют не только словарный запас, но и помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.
В каждой сказке, которую используют воспитатель, в основ-ном присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение раз-личным эмоциям, чувствам, состояниям, «проживая» сказку.
Используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций позволяют детям активизировать вырази тельные средства общения: мимику, речь, пластику. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Используя в работе с детьми такую форму работы со сказкой, как драматизация, инсценирование, педагоги способствуют развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности, также позволяет дошкольникам овладеть навыками использования разнообразных выразительных средств (речь, мимика, пантомима, движения).
Таким образом, использование сказок в коррекционной работе позволяет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить навыки связного оформления собственного высказывания, является одной из эффективных форм воздействия на эмоциональную
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2019
Дата обновления: 10.11.2019
Дата публикации: 14.08.2019