Фонематический слух

02.11.2022

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

На базе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, которое является необходимым условием для овладения не только устной речью, операциями звукового анализа и синтеза, но и впоследствии письмом и чтением.

Отсутствие умения точно дифференцировать на слух фонемы родного языка препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза. В свою очередь, это может привести к затруднениям в овладении письмом и чтением.

 

На этапе формирования фонематического восприятия Т.А. Ткаченко выделяет пять ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

 

 Игры и упражнения:

 1. «Что звучит?».

На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем закрыть глаза и только на слух определить, что звучит.

2. «Звуковые баночки». В одинаковые баночки помещаются сыпучие продукты с частицами разной величины (по 2 шт. каждого вида). Нужно составить пары, одинаковые по звучанию.

3. «Кто сказал АУ?». Предложить ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (в группе) или родных (дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, а затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

4. «Три медведя». Предложить ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», «Кто спал в моей постели?», «Кто же был в нашем доме?» и т.п. произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Затем просим ребенка произнести фразы разным по высоте голосом.Хочу такой сайт

5. «Далеко или близко». Предложить ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

6. «Кот за дверью». Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите ребенку сказать «Мяу»: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок), низким голосом (старый кот).

7. «Светофор». Ребенку даются два кружка: зеленый (правильно) и красный (не правильно) и предлагают послушать внимательно слова. Когда он слышит правильное название изображенного на картинке предмета, то он поднимает зеленый кружок, если не правильное – красный.

баман-паман-банам-банан-баван-ванан-банан-ваван-панам-банан

 

 

митавин-витамин-фитаним-виталим-митанин-витамин-фитавин

 
 

И еще несколько правил:

1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Постоянно поддерживайте его интерес.

2. Повторяйте упражнения многократно.

3. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, позже вернитесь к нему.

4. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточного успеха.

Просмотров всего: , сегодня:

Фонематический слух.docx (скачать)

Дата создания: 02.11.2022

Дата обновления: 02.11.2022

Дата публикации: 02.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».