02.11.2022
Фонематический
слух – тонкий
систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции
различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
На
базе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, которое
является необходимым условием для овладения не только устной речью, операциями
звукового анализа и синтеза, но и впоследствии письмом и чтением.
Отсутствие
умения точно дифференцировать на слух фонемы родного языка препятствует
полноценному формированию звукового анализа и синтеза. В свою очередь, это
может привести к затруднениям в овладении письмом и чтением.
На
этапе формирования фонематического восприятия Т.А. Ткаченко выделяет пять
ступеней:
1.
Узнавание неречевых звуков.
2.
Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
3.
Различение слов, близких по звуковому составу.
4.
Дифференциация слогов.
5.
Дифференциация фонем.
Игры и
упражнения:
1. «Что звучит?».
На
столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек. Взрослый предлагает ребенку
послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем закрыть глаза и только
на слух определить, что звучит.
2.
«Звуковые баночки». В одинаковые баночки помещаются сыпучие продукты с
частицами разной величины (по 2 шт. каждого вида). Нужно составить пары,
одинаковые по звучанию.
3.
«Кто сказал АУ?». Предложить ребенку отвернуться и догадаться, кто из
детей (в группе) или родных (дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени,
а затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
4.
«Три медведя». Предложить ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем,
меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий
голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Одни
и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?», «Кто спал
в моей постели?», «Кто же был в нашем доме?» и т.п. произносятся поочередно
различным по высоте голосом, в трех вариантах. Затем просим ребенка произнести
фразы разным по высоте голосом.
5.
«Далеко или близко». Предложить ребенку определить, далеко или близко
находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по
силе голосом (громко, тихо).
6.
«Кот за дверью». Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по
высоте и силе. Предложите ребенку сказать «Мяу»: громко (кот рядом и просит
есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок), низким
голосом (старый кот).
7. «Светофор». Ребенку даются два кружка: зеленый (правильно) и красный (не правильно) и предлагают послушать внимательно слова. Когда он слышит правильное название изображенного на картинке предмета, то он поднимает зеленый кружок, если не правильное – красный.
баман-паман-банам-банан-баван-ванан-банан-ваван-панам-банан
|
митавин-витамин-фитаним-виталим-митанин-витамин-фитавин |
И
еще несколько правил: 1.
Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Постоянно поддерживайте
его интерес. 2.
Повторяйте упражнения многократно. 3.
Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, позже вернитесь к
нему. 4.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточного успеха. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2022
Дата обновления: 02.11.2022
Дата публикации: 02.11.2022