18.09.2023
Фонетические ошибки детей раннего возраста
(норма)
Слоговая элизия – сокращение количества
слогов в слове (носки - ки; голова – гавá).
Пропуск отдельных согласных (ворона – аона).
Добавление гласных в конце слова – тенденция
к конечному открытому слогу (автобус – буся; платок – тёка).
Ассимиляция – уподобление одного звука
другому внутри слова (конфета –фафета).
Упрощение стечений согласных (стол – тёй; спать – пать).
Типичная замена гласных (сыр – сий; гусь – гось).
Типичная замена согласных (рука – лука,
йука; жук – зюк/зук; цирк – тийк; лук – йук).
Нетипичная замена (субституция)
согласных и гласных (не хочу – ни фасу,
гулять –гиять).
Метатезис – перестановка
звуков или слогов в слове (зайка – казяй;
петух – типух).
Родителям
важно помнить:
1. Не волнуйтесь, когда ребенок до
трех лет произносит слова неправильно (с пропуском и заменой звуков, уподобляя
звуки внутри слова, переставляя звуки и слоги, заменяя согласные): так
усваивают фонетику все дети.
2. До двух – двух с половиной лет ребенок может добавлять
гласные в конце слов (вследствие тенденции к открытому слогу).
3. До двух лет ребенок заменяет некоторые
гласные. Ребенок может заменять Э на И, У на О, огубленные У и О на А. Самый
трудный гласный, нередко отсутствующий в речи детей до 2-2,5 лет – гласный Ы
(заменяется на И). К трем годам в речи детей в норме есть все шесть гласных (А,
О, У, И, Ы, Э).
4. К 2-2,5 годам дети в норме овладевают
умением произносить трех-четырехсложные слова. Это кардинально важное умение. Оно
дает толчок росту словаря детей и обучению словообразованию и словоизменению. При
этом поначалу слова произносятся с большим количеством звуковых ошибок.
Основной тактикой произнесения длинных слов ребенком нередко является
ассимиляция (уподобление звуков и слогов) – не беспокойтесь!
Если же ребенок после двух лет не
пытается сам произносить длинные слова – учите его этому.
4. Замены согласных до двух и даже до
трех лет часто нетипичны. Не нужно считать их
патологическими: эта нетипичность типична для маленьких
детей. К 3-м годам обычно ребенок приходит к типичным заменам трудных согласных
(Р, Рь, Ж, Ш, Щ, Ц, Ч), а остальные согласные, как правило,
произносит правильно.
5. Метатезис (перестановка звуков и слогов)
– нечасто встречается в речи детей, но несколько слов с метатезисом в речи
маленького ребенка обычно есть. У левшей и амбидекстров метатезис остается
долго и может проявиться позже и на письме.
6. Ребенок до 3 лет упрощает группы согласных,
выбрасывая один из звуков, входящих в стечение. Наиболее легкие стечения
согласных – НК, ТК, МК, ПК, С`К, СК, находящиеся в середине слова. Предлагайте
ребенку слова с такими кластерами. Самые трудные группы согласных – состоящие
из двух щелевых (СВ, ЗВ и т.п.) Ошибки на артикуляцию этих групп могут быть до
3- 3,5 лет. Возможна и тактика «разбавления» кластера гласными (*бабусика
вместо бабушка).
7. Пропуск отдельных согласных в начале и
середине слова до трех лет – тоже закономерное явление. После трех ребенок
обычно уже не пропускает, а заменяет некоторые трудные согласные (которые
прежде мог и пропустить).
8. Маленький ребенок (от 2 до 3) продвигается к
правильному произношению, довольно быстро меняя варианты произношения одного и
того же слова. Такое непостоянство нормально и даже полезно: каждый новый
вариант, как правило, лучше предыдущего.
9. Один из факторов, влияющий на правильное
воспроизведение слоговой структуры слова, является знакомство ребенка со
словом: «ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к
плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому
произношению его» (М.Е. Хватцев).
Если в речи ребенка после 3-3.5 лет сохраняется
множество вышеперечисленных ошибок, обратитесь за консультацией к логопеду.
Ведь чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем эффективней будет
коррекционная работа.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2023
Дата обновления: 18.09.2023
Дата публикации: 18.09.2023