Детская фонетика

18.09.2023

Фонетические ошибки детей раннего возраста (норма)

 

Слоговая элизия – сокращение количества слогов в слове (носки - ки; голова – гавá).

Пропуск отдельных согласных (ворона – аона).

Добавление гласных в конце слова – тенденция к конечному открытому слогу (автобус – буся; платок – тёка).

Ассимиляция – уподобление одного звука другому внутри слова (конфета –фафета).

Упрощение стечений согласных (стол – тёй; спать – пать).

Типичная замена гласных (сыр – сий; гусь – гось).

Типичная замена согласных (рука – лука, йука; жук – зюк/зук; цирк – тийк; лук – йук).

Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных (не хочу – ни фасу, гулять –гиять).

Метатезис – перестановка звуков или слогов в слове (зайка – казяй; петух – типух).

 

                       Родителям важно помнить:

                       1. Не волнуйтесь, когда ребенок до трех лет произносит слова неправильно (с пропуском и заменой звуков, уподобляя звуки внутри слова, переставляя звуки и слоги, заменяя согласные): так усваивают фонетику все дети.

                       2. До двух – двух с половиной лет ребенок может добавлять гласные в конце слов (вследствие тенденции к открытому слогу).Хочу такой сайт

                       3. До двух лет ребенок заменяет некоторые гласные. Ребенок может заменять Э на И, У на О, огубленные У и О на А. Самый трудный гласный, нередко отсутствующий в речи детей до 2-2,5 лет – гласный Ы (заменяется на И). К трем годам в речи детей в норме есть все шесть гласных (А, О, У, И, Ы, Э).

                       4. К 2-2,5 годам дети в норме овладевают умением произносить трех-четырехсложные слова. Это кардинально важное умение. Оно дает толчок росту словаря детей и обучению словообразованию и словоизменению. При этом поначалу слова произносятся с большим количеством звуковых ошибок. Основной тактикой произнесения длинных слов ребенком нередко является ассимиляция (уподобление звуков и слогов) – не беспокойтесь!

                       Если же ребенок после двух лет не пытается сам произносить длинные слова – учите его этому.

                       4. Замены согласных до двух и даже до трех лет часто нетипичны. Не нужно считать их патологическими: эта нетипичность типична для маленьких детей. К 3-м годам обычно ребенок приходит к типичным заменам трудных согласных (Р, Рь, Ж, Ш, Щ, Ц, Ч), а остальные согласные, как правило, произносит правильно.

                       5. Метатезис (перестановка звуков и слогов) – нечасто встречается в речи детей, но несколько слов с метатезисом в речи маленького ребенка обычно есть. У левшей и амбидекстров метатезис остается долго и может проявиться позже и на письме.

                       6. Ребенок до 3 лет упрощает группы согласных, выбрасывая один из звуков, входящих в стечение. Наиболее легкие стечения согласных – НК, ТК, МК, ПК, С`К, СК, находящиеся в середине слова. Предлагайте ребенку слова с такими кластерами. Самые трудные группы согласных – состоящие из двух щелевых (СВ, ЗВ и т.п.) Ошибки на артикуляцию этих групп могут быть до 3- 3,5 лет. Возможна и тактика «разбавления» кластера гласными (*бабусика вместо бабушка).

                       7. Пропуск отдельных согласных в начале и середине слова до трех лет – тоже закономерное явление. После трех ребенок обычно уже не пропускает, а заменяет некоторые трудные согласные (которые прежде мог и пропустить).

                       8. Маленький ребенок (от 2 до 3) продвигается к правильному произношению, довольно быстро меняя варианты произношения одного и того же слова. Такое непостоянство нормально и даже полезно: каждый новый вариант, как правило, лучше предыдущего.

                       9. Один из факторов, влияющий на правильное воспроизведение слоговой структуры слова, является знакомство ребенка со словом: «ослабленное понимание или полное непонимание содержания слова ведет к плохому анализу фонематического состава слова и, следовательно, к плохому произношению его» (М.Е. Хватцев).

                       Если в речи ребенка после 3-3.5 лет сохраняется множество вышеперечисленных ошибок, обратитесь за консультацией к логопеду. Ведь чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем эффективней будет коррекционная работа.

Просмотров всего: , сегодня:

Детская фонетика_норма и дизонтогенез.docx (скачать)

Дата создания: 18.09.2023

Дата обновления: 18.09.2023

Дата публикации: 18.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».