10.05.2023
10.05.2023
Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Предлагаю вашему вниманию специальные упражнения для развития речевого дыхания и комплекс артикуляционного гимнастики для детей дошкольного возраста.
07.07.2023
Развитие речи детей. Рекомендации на летний период.
Лето – прекрасное время для расширения словарного запаса у детей. Родители могут играть с детьми в различные словесные игры, такие как "Я вижу", "Ассоциации", "Угадай слово" и другие. Важно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение и использовать их в повседневных разговорах.
Игры на свежем воздухе
Активные игры на свежем воздухе также содействуют развитию речи и общению у детей. Поддерживайте разговоры и расспрашивайте детей об их играх, позволяя им описывать свои действия и переживания. Также стоит попросить детей рассказать о том, что они видят вокруг себя и называть различные предметы. Пешие прогулки, походы в парки или леса, где можно наблюдать и изучать различные растения и животных. Подобные активности способствуют развитию наблюдательности и укреплению навыков общения со взрослыми.
Творческие занятия
Приглашайте детей заниматься творчеством, проводя с ними рисование, лепку, вырезание и другие подобные активности. Во время творческого процесса можно обсуждать то, что ребенок делает – его идеи, цвета, фактуру материалов. Это поможет ребенку развивать речь, а также воображение и творческие навыки.
Беседы о поездках и отпуске
Летний период – время незабываемых приключений и поездок. Важно обсуждать эти события и впечатления с детьми. Задавайте им вопросы, позволяя им описывать и выражать свои эмоции. Родители могут вместе с детьми составить своеобразный дневник отпуска, рассказывая о каждом дне, чтобы ребенок смог изложить свои мысли и воспоминания.
Составление историй
Можно предложить ребенку нарисовать несколько картинок с разными персонажами и ситуациями, а затем попросить его придумать и рассказать историю, используя эти картинки.
Примеры лексических тем:
Путешествия и страны: изучение разных стран, их культуры, истории, достопримечательности и традиции.
Времена года: можно обсуждать особенности каждого сезона, какие одежда и активности подходят для каждого времени года (летние игры и развлечения, одежда, природа и т.д.).
Еда и кулинария: можно приготовить вместе разные блюда, обсудить их ингредиенты, способы приготовления и вкус, а также посетить фермы или рынки.
10.08.2023
Детям в дошкольном возрасте
важно получать новые знания через игру, потому что игра - это для них
естественный и наиболее эффективный способ обучения. В игре дети могут
исследовать окружающий мир, экспериментировать и находить новые решения.
Автоматизация
звуков является важным этапом в развитии речи у дошкольников. Игровая форма
помогает логопеду сделать этот процесс более интересным и привлекательным для
ребенка. Вот несколько причин, почему игра важна в работе логопеда:
Мотивация:
Игровой подход помогает создать мотивацию у ребенка для активной работы над
развитием звука. Ребенок будет более заинтересован и мотивирован участвовать в
игровых активностях, что способствует более эффективному обучению и
автоматизации звука.
Эмоциональная
поддержка: Игровая форма помогает создать положительные эмоции у ребенка в
процессе работы над звуком. Успех, достижения и похвалы в игровой ситуации
способствуют стимулированию самооценки и уверенности ребенка.
Контекстуальное
обучение: В игровой форме логопед может создать различные ситуации, в которых
звук используется в естественном контексте. Это помогает ребенку лучше
осознавать и понимать, как и где использовать звук в речи.
Социализация:
Игра также способствует развитию социальных навыков у ребенка. Работа в группе,
совместные игры и коммуникация с другими детьми помогают развивать речь и
общение.
Формирование
привычек: Игровая автоматизация звука помогает закрепить его использование в
ежедневной речи ребенка и сделать его привычным и естественным.
В
целом, игровой подход в работе логопеда помогает сделать процесс развития речи
более интересным, эффективным и эмоционально поддерживающим для ребенка.
Примеры
простых игр, для автоматизации звуков:
«Пуговки».
Предлагаем ребенку давить пальчиком на пуговки (можно использовать пуговицы,
кнопки игрушечного телефона, нарисованные на бумаге круги или прямоугольники и
т.д.) и одновременно произносить слово или слог с поставленным звуком.
«Узор».
Ребенок выкладывает мозаику или пазлы с одновременным проговариванием слогов
или слов.
«Бусы».
Ребёнок проговаривает речевой материал, при этом перетягивает крупные бусины
или пластмассовые шарики, которые нанизаны на леску или нитку.
«Кубик».
Нужно бросить кубик, а затем произнести слог или слово столько раз, сколько
точек выпало на боковой грани кубика.
Важно
помнить, что для эффективной работы над произношением звука родители или
логопед должны быть вовлечены в процесс игры, чтобы давать обратную связь и
помощь ребенку.
15.09.2023
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения.
12.10.2023
Детям в дошкольном возрасте важно получать новые знания
через игру, потому что игра - это для них естественный и наиболее эффективный
способ обучения. В игре дети могут исследовать окружающий мир,
экспериментировать и находить новые решения.
Во-первых, игра способствует развитию физического,
эмоционального и социального аспектов развития ребенка. Она помогает им
развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений, а также позволяет
выражать и управлять своими эмоциями. Через игру дети учатся делиться,
сотрудничать, решать конфликты и общаться с другими детьми.
Во-вторых, игра стимулирует творческое мышление и
воображение. Дети могут использовать свою фантазию и креативность, чтобы
создать свои собственные игровые сценарии и придумать новые роли. Это помогает
им развивать пространственное, временное мышление и логику.
В-третьих, игра является мотивирующим фактором для обучения.
Когда дети получают новые знания через игру, они чувствуют вовлеченность и
удовлетворение. Они становятся активными участниками процесса обучения, а не
пассивными слушателями.
В целом, игра является прекрасным образовательным
инструментом для детей дошкольного возраста. Она помогает развивать различные
аспекты и навыки, способствует активному обучению и впечатлению информации, и
делает процесс обучения увлекательным и интересным для детей.
14.11.2023
Чистоговорки - это короткие ритмичные стихи или фразы, которые повторяются с целью развития говорения, речевого ритма и языкового слуха у детей.
06.12.2023
Почему ребенок
не говорит?
Все больше и
больше родителей задаются вопросом, почему их ребенок не говорит. Некоторые
родители отправляют своего малыша в центры раннего развития, надеясь на то, что
общение со сверстниками поможет ему начать говорить. Другие считают, что нет
нужды беспокоиться до достижения ребенком трехлетнего возраста. А есть те, кто
сразу обращается за помощью к специалистам - логопеду и психоневрологу, и это,
на наш взгляд, самое правильное решение.
Этапы развития
речи у детей:
В возрасте 3-4
месяца дети начинают гулить и издавать гуки.
В возрасте 5-6
месяцев дети начинают лепетать.
К 1 году они
произносят первые слова.
В возрасте 1,5 -
2 лет они начинают использовать простые фразы, состоящие из двух слов.
В возрасте 2-3
лет они начинают формировать первые предложения, включающие 2-3 слова, и
активно узнают имена людей и названия окружающих предметов.
В возрасте 3-4
лет дети уже способны пересказывать истории.
Почему же
ребенок не говорит? Причины:
Малышу 2 года,
а вместо слов он использует жесты и мычит: «у-у-у»:
- У ребенка может отсутствовать
потребность в речи, если родители и так легко его понимают.
В общении с малышом важно выбрать золотую середину:
«Гипоопека»
– недостаточное общение ребенка с мамой и папой.
«Гиперопека» –
чрезмерное «сюсюканье».
Замедлять
речевое развитие могут и повышенные требования к малышу, не соответствующие его
психическому развитию: не пытайтесь в 1,5 года обучить ребенка всему и
сразу – иностранному языку, письму, счету, компьютерным навыкам, – при этом
делая замечания и требуя немедленных успехов.
Ребенку 1,5
года. Он не говорит, не научился ходить, не проявляет интереса к действиям с
окружающими предметами, у него нарушен сон. Обратитесь за консультацией к
психоневрологу.
Позднее
речевое развитие: Некоторые дети начинают развивать речь позже, чем другие,
и это может быть в пределах нормы. Обычно дети начинают произносить первые
слова в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. Однако, если ребенок не начинает
говорить после 2-летнего возраста, можно обратиться к специалистам.
Ранняя
двуязычность: Дети, которые растут в семье, где используется два языка,
могут начать говорить позже, так как они могут сначала учиться различать и
понимать оба языка.
Важно помнить,
что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. Если вы
обеспокоены отсутствием речи у вашего ребенка, лучше всего обратиться к
специалистам, которые смогут провести точную оценку и дать конкретные
рекомендации для дальнейшего развития речи ребенка.
12.01.2024
Что такое автоматизация звука?Автоматизация – это последовательный процесс введения правильного звука в речь. Часто бывает, что ребенок на логопедических занятиях произносит звук правильно и четко, а в произвольной речи искажает эти же звуки. Это означает, что мы находимся в процессе «автоматизации». Скорость прогресса на этом этапе зависит от частоты и продолжительности занятий по автоматизации этих звуков. В идеале нужно проводить ежедневные занятия по хотя бы по 10-15 минут. Автоматизировать звук - значит включать его в слоги, слова, предложения и связную речь. К автоматизации звука можно переходить только тогда, когда ребенок способен правильно и четко произносить его изолированно при продолжительной или многократной практике.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Создайте игровую зону: Разделите домашнюю область, где ваш ребенок проводит большую часть времени, на игровую зону. Здесь ребенок может повторять и практиковать звуки. Расположите игрушки, книги и материалы, которые помогут поддержать процесс обучения.
Включите регулярную практику: Установите определенное время каждый день для практики звуков с вашим ребенком. Это поможет установить рутину и создаст привычку практиковать звуки регулярно.
Интегрируйте звуки в повседневную жизнь: Найдите способы включить практику звуков в повседневные задачи и деятельность. Например, попросите ребенка повторять слова с определенным звуком во время готовки или уборки. Это поможет ему применить навыки, изученные у логопеда, в реальной жизни.
Важно обеспечить ребенку положительную и поддерживающую атмосферу во время практики звуков. Охватывайте его успехи и поощряйте его старания. Будьте терпеливыми, когда ребенок сталкивается с трудностями.
14.02.2024
Артикуляционная
гимнастика – это набор упражнений для тренировки и
развития мышц речевого аппарата. Ее проведение с детьми имеет несколько
преимуществ и целей, вот несколько рекомендаций для родителей :
Развитие артикуляционной точности : Артикуляционная гимнастика помогает
развить точность и четкость произношения звуков. Упражнения, направленные на
тренировку речевых мышц, позволяют детям осознать и контролировать свое
произношение, что в итоге повышает понимаемость речи окружающих.
Коррекция
дефектов речи: Артикуляционная
гимнастика также эффективна при коррекции нарушений
звукопроизношения. Она помогает устранить лишние замещения, искажения или
затруднения в произношении звуков. Регулярные занятия способствуют правильному
формированию звуковой стороны речи и помогают ребенку добиться более четкого и
правильного произношения.
Развитие
слуховых навыков: Проведение артикуляционной
гимнастики с детьми способствует развитию слуховых
навыков, включая слуховую аналитичность и синтетичность. Это помогает детям
лучше воспринимать и различать звуки, что, в свою очередь, положительно
сказывается на обучении чтению и письму.
Улучшение
дикции и артикуляции речи : Артикуляционная гимнастика помогает
ребенку развить четкость и выразительность речи. Она влияет на развитие мышц
языка, губ, гортани и других органов речи, а значит, позволяет формировать
более красивую и разборчивую речь.
Усиление
уверенности в себе: Регулярные занятия артикуляционной
гимнастикой способствуют укреплению уверенности в себе у
детей, особенно у тех, у кого есть нарушения речи. Улучшение произношения и
способности ясно и четко общаться помогает детям чувствовать себя более
уверенно и успешно в общении со сверстниками и взрослыми.
Родители
могут проводить артикуляционную гимнастику с детьми как дома, так и с
помощью специалистов в данной области. Регулярные занятия и практикующие
упражнения помогут детям развить правильное произношение и добиться успеха в
области речи.
11.04.2024
Первый класс - это очень важный и волнительный период как для родителей, так и для детей.
Чтобы ваш будущий первоклассник хорошо справился с новыми задачами и требованиями школы, важно следить за уровнем речевого развития. Для успешного обучения в школе ребенок должен уметь четко и правильно выражать свои мысли, понимать инструкции учителей, задавать вопросы, общаться с одноклассниками и понимать их речь.
Чтобы процесс обучения проходил гладко, необходимо сформировать следующие компоненты речи:
Звукопроизношение: к шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки. Родители должны позаботиться об этом в дошкольном возрасте. Чем младше ребёнок, тем легче «поставить» звуки и включить их в речь.
Фонематическое восприятие: различение похожих звуков на слух. Ребёнок, который не различает звуки на слух, будет смешивать буквы на письме.
Языковой анализ и синтез: умение определять количество слов в предложении, слогов в слове и звуков в слове важно для овладения письменной речью. Нарушение этого навыка приводит к изменению порядка букв и слогов и пропускам букв.
Лексико-грамматическая сторона речи: словарный запас и умение изменять и согласовывать слова. Богатый словарный запас помогает понимать чужую речь, тексты и использовать разнообразную лексику в собственной речи. Правильное изменение и согласование слов делает речь грамотной и красивой.
Связная речь: умение использовать правильную речь и ясно выражать свои мысли — важное условие для полноценного развития личности ребёнка.
Как можно помочь будущему первокласснику?
Читайте вместе с ребенком книги, рассматривайте иллюстрации, пусть пробует читать самостоятельно. Это поможет расширить словарный запас и развить фантазию.
Занимайтесь развитием общей и мелкой моторики: лепите из пластилина, собирайте бусы, делайте аппликации, играйте с крупами.
Поощряйте ребенка к общению с окружающими. Поддерживайте диалоги, играйте в разнообразные игры, где нужно объяснять и коммуницировать.
Играйте в речевые игры дома, на прогулке, по дороге в садик.
- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
- Попросите назвать предметы, которые окружают ребенка, начинающиеся, например, на звук [Р].
- Предложите самостоятельно придумать несколько слов, начинающихся на определенный звук.
- Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
Не забывайте, что индивидуальный подход к каждому ребенку очень важен. Поддерживайте и мотивируйте своего ребенка, помогайте ему преодолевать трудности и поддерживайте его усилия в развитии речевых навыков. Уверенность в собственных способностях и умение правильно и красиво выражать свои мысли помогут вашему ребенку успешно адаптироваться в новой школьной среде.
11.03.2024
Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей, поэтому необходимо постоянно заниматься ее улучшением. Казалось бы обычные материалы, такие как рис или гречка, могут быть отличным инструментом для разностороннего развития ребенка. В этой статье мы расскажем о различных играх с крупами, которые помогут улучшить мелкую моторику Вашего ребенка.
08.10.2024
В возрасте 3–4 лет у детей активно развивается речь. Вот некоторые особенности, характерные для этого возраста:
Просмотров всего: , сегодня:
11.09.2024
Развитие речевого дыхания у детей играет важную роль в формировании и улучшении их речи.
Просмотров всего: , сегодня:
13.08.2024
Речь — один из самых мощных инструментов коммуникации, который формирует первое впечатление о мире вокруг нас.
Просмотров всего: , сегодня:
03.06.2024
Для детей речь играет важную роль в развитии, и родители могут активно помогать своим малышам в этом процессе
Просмотров всего: , сегодня:
08.05.2024
Просмотров всего: , сегодня: