Козлова Антонина Владимировна

10.05.2023

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников

10.05.2023

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является полноценная работа артикуляционного и дыхательного аппаратов. Предлагаю вашему вниманию специальные упражнения для развития речевого дыхания и комплекс артикуляционного гимнастики для детей дошкольного возраста.

Комплекс общей артикуляционной гимнастики.docx (скачать)
Рекомендации для родителей _Дыхательная гимнастика_.pdf (скачать) (посмотреть)

Формирование адекватной самооценки у дошкольников

06.06.2023

Формирование адекватной самооценки у дошкольников

рекомендации самооценка.docx (скачать)

Развитие речи в летний период

07.07.2023

Развитие речи детей. Рекомендации на летний период. 

Лето – прекрасное время для расширения словарного запаса у детей. Родители могут играть с детьми в различные словесные игры, такие как "Я вижу", "Ассоциации", "Угадай слово" и другие. Важно обращать внимание на новые слова, объяснять их значение и использовать их в повседневных разговорах.

Игры на свежем воздухе 

Активные игры на свежем воздухе также содействуют развитию речи и общению у детей. Поддерживайте разговоры и расспрашивайте детей об их играх, позволяя им описывать свои действия и переживания. Также стоит попросить детей рассказать о том, что они видят вокруг себя и называть различные предметы. Пешие прогулки, походы в парки или леса, где можно наблюдать и изучать различные растения и животных. Подобные активности способствуют развитию наблюдательности и укреплению навыков общения со взрослыми.

Творческие занятия 

Приглашайте детей заниматься творчеством, проводя с ними рисование, лепку, вырезание и другие подобные активности. Во время творческого процесса можно обсуждать то, что ребенок делает – его идеи, цвета, фактуру материалов. Это поможет ребенку развивать речь, а также воображение и творческие навыки.

Беседы о поездках и отпуске

Летний период – время незабываемых приключений и поездок. Важно обсуждать эти события и впечатления с детьми. Задавайте им вопросы, позволяя им описывать и выражать свои эмоции. Родители могут вместе с детьми составить своеобразный дневник отпуска, рассказывая о каждом дне, чтобы ребенок смог изложить свои мысли и воспоминания.

Составление историй

Можно предложить ребенку нарисовать несколько картинок с разными персонажами и ситуациями, а затем попросить его придумать и рассказать историю, используя эти картинки.

Примеры лексических тем:

Путешествия и страны: изучение разных стран, их культуры, истории, достопримечательности и традиции.

Времена года: можно обсуждать особенности каждого сезона, какие одежда и активности подходят для каждого времени года (летние игры и развлечения, одежда, природа и т.д.).

Еда и кулинария: можно приготовить вместе разные блюда, обсудить их ингредиенты, способы приготовления и вкус, а также посетить фермы или рынки.

Развитие речи детей в летний период.docx (скачать)

Игры на автоматизацию звуков

10.08.2023

Детям в дошкольном возрасте важно получать новые знания через игру, потому что игра - это для них естественный и наиболее эффективный способ обучения. В игре дети могут исследовать окружающий мир, экспериментировать и находить новые решения.

Автоматизация звуков является важным этапом в развитии речи у дошкольников. Игровая форма помогает логопеду сделать этот процесс более интересным и привлекательным для ребенка. Вот несколько причин, почему игра важна в работе логопеда:

Мотивация: Игровой подход помогает создать мотивацию у ребенка для активной работы над развитием звука. Ребенок будет более заинтересован и мотивирован участвовать в игровых активностях, что способствует более эффективному обучению и автоматизации звука.

Эмоциональная поддержка: Игровая форма помогает создать положительные эмоции у ребенка в процессе работы над звуком. Успех, достижения и похвалы в игровой ситуации способствуют стимулированию самооценки и уверенности ребенка.

Контекстуальное обучение: В игровой форме логопед может создать различные ситуации, в которых звук используется в естественном контексте. Это помогает ребенку лучше осознавать и понимать, как и где использовать звук в речи.

Социализация: Игра также способствует развитию социальных навыков у ребенка. Работа в группе, совместные игры и коммуникация с другими детьми помогают развивать речь и общение.

Формирование привычек: Игровая автоматизация звука помогает закрепить его использование в ежедневной речи ребенка и сделать его привычным и естественным.

В целом, игровой подход в работе логопеда помогает сделать процесс развития речи более интересным, эффективным и эмоционально поддерживающим для ребенка.

Примеры простых игр, для автоматизации звуков:

«Пуговки». Предлагаем ребенку давить пальчиком на пуговки (можно использовать пуговицы, кнопки игрушечного телефона, нарисованные на бумаге круги или прямоугольники и т.д.) и одновременно произносить слово или слог с поставленным звуком.

«Узор». Ребенок выкладывает мозаику или пазлы с одновременным проговариванием слогов или слов.

«Бусы». Ребёнок проговаривает речевой материал, при этом перетягивает крупные бусины или пластмассовые шарики, которые нанизаны на леску или нитку.

«Кубик». Нужно бросить кубик, а затем произнести слог или слово столько раз, сколько точек выпало на боковой грани кубика.

Важно помнить, что для эффективной работы над произношением звука родители или логопед должны быть вовлечены в процесс игры, чтобы давать обратную связь и помощь ребенку.

Игры на автоматизацию звуков.docx (скачать)

Развитие мелкой моторики

15.09.2023

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.   Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

 Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста и выполнять простые упражнения.

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

12.10.2023

Детям в дошкольном возрасте важно получать новые знания через игру, потому что игра - это для них естественный и наиболее эффективный способ обучения. В игре дети могут исследовать окружающий мир, экспериментировать и находить новые решения.

Во-первых, игра способствует развитию физического, эмоционального и социального аспектов развития ребенка. Она помогает им развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений, а также позволяет выражать и управлять своими эмоциями. Через игру дети учатся делиться, сотрудничать, решать конфликты и общаться с другими детьми.

Во-вторых, игра стимулирует творческое мышление и воображение. Дети могут использовать свою фантазию и креативность, чтобы создать свои собственные игровые сценарии и придумать новые роли. Это помогает им развивать пространственное, временное мышление и логику.

В-третьих, игра является мотивирующим фактором для обучения. Когда дети получают новые знания через игру, они чувствуют вовлеченность и удовлетворение. Они становятся активными участниками процесса обучения, а не пассивными слушателями.

В целом, игра является прекрасным образовательным инструментом для детей дошкольного возраста. Она помогает развивать различные аспекты и навыки, способствует активному обучению и впечатлению информации, и делает процесс обучения увлекательным и интересным для детей.

игровая деятельность.docx (скачать)

Чистоговорки

14.11.2023

Чистоговорки - это короткие ритмичные стихи или фразы, которые повторяются с целью развития говорения, речевого ритма и языкового слуха у детей.

Чистоговорки.docx (скачать)

Почему ребенок не говорит

06.12.2023

Почему ребенок не говорит?

Все больше и больше родителей задаются вопросом, почему их ребенок не говорит. Некоторые родители отправляют своего малыша в центры раннего развития, надеясь на то, что общение со сверстниками поможет ему начать говорить. Другие считают, что нет нужды беспокоиться до достижения ребенком трехлетнего возраста. А есть те, кто сразу обращается за помощью к специалистам - логопеду и психоневрологу, и это, на наш взгляд, самое правильное решение.

Этапы развития речи у детей:

В возрасте 3-4 месяца дети начинают гулить и издавать гуки.

В возрасте 5-6 месяцев дети начинают лепетать.

К 1 году они произносят первые слова.

В возрасте 1,5 - 2 лет они начинают использовать простые фразы, состоящие из двух слов.

В возрасте 2-3 лет они начинают формировать первые предложения, включающие 2-3 слова, и активно узнают имена людей и названия окружающих предметов.Хочу такой сайт

В возрасте 3-4 лет дети уже способны пересказывать истории.

 

Почему же ребенок не говорит? Причины:

Малышу 2 года, а вместо слов он использует жесты и мычит: «у-у-у»:
       - У ребенка может отсутствовать потребность в речи, если родители и так легко его понимают. 
В общении с малышом важно выбрать золотую середину:

«Гипоопека» –  недостаточное общение ребенка с мамой и папой.

«Гиперопека» – чрезмерное «сюсюканье».

Замедлять речевое развитие могут и повышенные требования к малышу, не соответствующие его психическому развитию: не пытайтесь в 1,5 года обучить ребенка всему и сразу – иностранному языку, письму, счету, компьютерным навыкам, – при этом делая замечания и требуя немедленных успехов.

Ребенку 1,5 года. Он не говорит, не научился ходить, не проявляет интереса к действиям с окружающими предметами, у него нарушен сон. Обратитесь за консультацией к психоневрологу.

Позднее речевое развитие: Некоторые дети начинают развивать речь позже, чем другие, и это может быть в пределах нормы. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. Однако, если ребенок не начинает говорить после 2-летнего возраста, можно обратиться к специалистам.

Ранняя двуязычность: Дети, которые растут в семье, где используется два языка, могут начать говорить позже, так как они могут сначала учиться различать и понимать оба языка.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. Если вы обеспокоены отсутствием речи у вашего ребенка, лучше всего обратиться к специалистам, которые смогут провести точную оценку и дать конкретные рекомендации для дальнейшего развития речи ребенка.

 

Почему ребенок не говорит.docx (скачать)

Что такое автоматизация звука?

12.01.2024

Что такое автоматизация звука?Автоматизация – это последовательный процесс введения правильного звука в речь. Часто бывает, что ребенок на логопедических занятиях произносит звук правильно и четко, а в произвольной речи  искажает эти же звуки. Это означает, что мы находимся в процессе «автоматизации». Скорость прогресса на этом этапе зависит от частоты и продолжительности занятий по автоматизации этих звуков. В идеале нужно проводить ежедневные занятия по хотя бы по 10-15 минут. Автоматизировать звук - значит включать его в слоги, слова, предложения и связную речь.  К автоматизации звука можно переходить только тогда, когда ребенок способен правильно и четко произносить его изолированно при продолжительной или многократной практике. 

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

 автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением

согласных);

 автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

 автоматизация звука в предложениях;

 автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

 автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

 автоматизация звука в разговорной речи.

Создайте игровую зону: Разделите домашнюю область, где ваш ребенок проводит большую часть времени, на игровую зону. Здесь ребенок может повторять и практиковать звуки. Расположите игрушки, книги и материалы, которые помогут поддержать процесс обучения.

Включите регулярную практику: Установите определенное время каждый день для практики звуков с вашим ребенком. Это поможет установить рутину и создаст привычку практиковать звуки регулярно.

Интегрируйте звуки в повседневную жизнь: Найдите способы включить практику звуков в повседневные задачи и деятельность. Например, попросите ребенка повторять слова с определенным звуком во время готовки или уборки. Это поможет ему применить навыки, изученные у логопеда, в реальной жизни.

 Важно обеспечить ребенку положительную и поддерживающую атмосферу во время практики звуков. Охватывайте его успехи и поощряйте его старания. Будьте терпеливыми, когда ребенок сталкивается с трудностями.

Артикуляционная гимнастика

14.02.2024

Артикуляционная гимнастика – это набор упражнений для тренировки и развития мышц речевого аппарата. Ее проведение с детьми имеет несколько преимуществ и целей, вот несколько рекомендаций для родителей :

Развитие артикуляционной точности : Артикуляционная гимнастика помогает развить точность и четкость произношения звуков. Упражнения, направленные на тренировку речевых мышц, позволяют детям осознать и контролировать свое произношение, что в итоге повышает понимаемость речи окружающих.

Коррекция дефектов речиАртикуляционная гимнастика также эффективна при коррекции нарушений звукопроизношения. Она помогает устранить лишние замещения, искажения или затруднения в произношении звуков. Регулярные занятия способствуют правильному формированию звуковой стороны речи и помогают ребенку добиться более четкого и правильного произношения.

Развитие слуховых навыков: Проведение артикуляционной гимнастики с детьми способствует развитию слуховых навыков, включая слуховую аналитичность и синтетичность. Это помогает детям лучше воспринимать и различать звуки, что, в свою очередь, положительно сказывается на обучении чтению и письму.

Улучшение дикции и артикуляции речи : Артикуляционная гимнастика помогает ребенку развить четкость и выразительность речи. Она влияет на развитие мышц языка, губ, гортани и других органов речи, а значит, позволяет формировать более красивую и разборчивую речь.

Усиление уверенности в себе: Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой способствуют укреплению уверенности в себе у детей, особенно у тех, у кого есть нарушения речи. Улучшение произношения и способности ясно и четко общаться помогает детям чувствовать себя более уверенно и успешно в общении со сверстниками и взрослыми.

Родители могут проводить артикуляционную гимнастику с детьми как дома, так и с помощью специалистов в данной области. Регулярные занятия и практикующие упражнения помогут детям развить правильное произношение и добиться успеха в области речи.

Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей

11.03.2024

Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей, поэтому необходимо постоянно заниматься ее улучшением. Казалось бы обычные материалы, такие как рис или гречка, могут быть отличным инструментом для разностороннего развития ребенка. В этой статье мы расскажем о различных играх с крупами, которые помогут улучшить мелкую моторику Вашего ребенка.

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

11.04.2024

Первый класс - это очень важный и волнительный период как для родителей, так и для детей.

Чтобы ваш будущий первоклассник хорошо справился с новыми задачами и требованиями школы, важно следить за уровнем речевого развития. Для успешного обучения в школе ребенок должен уметь четко и правильно выражать свои мысли, понимать инструкции учителей, задавать вопросы, общаться с одноклассниками и понимать их речь.

Чтобы процесс обучения проходил гладко, необходимо сформировать следующие компоненты речи:

Звукопроизношение: к шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки. Родители должны позаботиться об этом в дошкольном возрасте. Чем младше ребёнок, тем легче «поставить» звуки и включить их в речь.

Фонематическое восприятие: различение похожих звуков на слух. Ребёнок, который не различает звуки на слух, будет смешивать буквы на письме.

Языковой анализ и синтез: умение определять количество слов в предложении, слогов в слове и звуков в слове важно для овладения письменной речью. Нарушение этого навыка приводит к изменению порядка букв и слогов и пропускам букв.

Лексико-грамматическая сторона речи: словарный запас и умение изменять и согласовывать слова. Богатый словарный запас помогает понимать чужую речь, тексты и использовать разнообразную лексику в собственной речи. Правильное изменение и согласование слов делает речь грамотной и красивой. 

Связная речь: умение использовать правильную речь и ясно выражать свои мысли — важное условие для полноценного развития личности ребёнка.

Как можно помочь будущему первокласснику?

Читайте вместе с ребенком книги, рассматривайте иллюстрации, пусть пробует читать самостоятельно. Это поможет расширить словарный запас и развить фантазию.

Занимайтесь развитием общей и мелкой моторики: лепите из пластилина, собирайте бусы, делайте аппликации, играйте с крупами.

Поощряйте ребенка к общению с окружающими. Поддерживайте диалоги, играйте в разнообразные игры, где нужно объяснять и коммуницировать.

Играйте в речевые игры дома, на прогулке, по дороге в садик.

- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши или поднять руку, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

- Попросите назвать предметы, которые окружают ребенка, начинающиеся, например, на звук [Р].

- Предложите самостоятельно придумать несколько слов, начинающихся на определенный звук.

- Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

Не забывайте, что индивидуальный подход к каждому ребенку очень важен. Поддерживайте и мотивируйте своего ребенка, помогайте ему преодолевать трудности и поддерживайте его усилия в развитии речевых навыков. Уверенность в собственных способностях и умение правильно и красиво выражать свои мысли помогут вашему ребенку успешно адаптироваться в новой школьной среде.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».